пятница, 4 сентября 2009 г.

Как повысить производительность труда в коллективе?

"Как повысить производительность труда в коллективе?

Не секрет, что большой головной болью многих работодателей является проблема повышения работоспособности тех, кого они наняли для выполнения тех или иных задач. Аналогичная проблема стоит и перед самими подчиненными, которые хотят повысить эффективность своего труда. Можно с прискорбием сообщить о том факте, что большинство и подчиненных и работодателей не достигают тех целей, которые перед собой ставят или достигают со срывом всех возможных сроков. Причина этому - низкоэффективный тип восприятия рабочего процесса.

Существует два основных типа рабочих процессов:

* Ориентированный на сам процесс
* Ориентированный на результат

Деятельность, ориентированная на процесс

По другому и в бытовых треминах, можно сформулировать этот подход как 'Работа ради работы'. Самый распространенный подход к работе, встречающийся в России.

Основная черта этого подхода заключается в том, что человек, выполняющий определенную деятельность, фокусируется на самой работе, а не на результатах, которые необходимо достичь. В сознании человека результат сам по себе, становится 'как-бы' уже и не важен. Важным становится осуществление какой-либо деятельности на определенном отрезке времени. Возникает иллюзия: чем больше деятельности я совершаю - тем лучше я работаю!

Подобное отношение к работе всячески поощряется и прививается большинству людей с детства родителями и детско-юношескими воспитательными учреждениями. Наиболее банальный пример, показывающий всю пагубность подобного отношения:

Подростка заставляют выполнять домашнее задание, условий которого он не до конца понимает. Но родители настаивают, что он ДОЛЖЕН заниматься самостоятельно, ведь он уже взрослый. Ребенок понимая весь идиотизм ситуации, делает вид, что он старается ее решить. Отвлекаясь при этом на телевизор или чирикая веселых человечков в тетрадке - фактически, сжигая рабочее время. Через два часа, на вопрос: 'Ну как, решил задачу?', он гордо заявляет: 'Нет, не получается. Но я целых три часа разбирался с этим!' На что, как правило, получает похвалу типа 'Какой молодец, целых три часа трудился! Ну ничего, давай попробуем вместе'

Как видно из примера, родитель хвалит ребенка не за то, что тот смог выполнить задание. А за то, что тот просто выполнял какие-то действия, которые так и не привели ни к какому результату.

Подобные ситуации достаточно часто встречаются и в бизнесе, со вполне взрослыми людьми. Когда подчиненный сообщает, что задача не выполнена, но он целую неделю с утра до ночи над этим работал. Такое объяснение, в определенной мере, удовлетворяет руководителя и он уже не так сердится на подчиненного - главное, что не бездельничал. Друзья, но ведь это бизнес, где важен именно результат! А угробленная неделя, которая не дала никаких результатов вполне может считаться актом вредительства, ибо деньги компании пущены на воздух.

Причины, по которым люди начинают ориентироваться на процесс:

* Сформированное ранее мировоззрение ориентированное на процесс. Это не самая важная причина.
* Недостаточно ясно или неверно сформированная Цель, которую нужно достичь в результате определенной деятельности
* Недостаток информации у исполнителя о способах достижения Цели

Наиболее сильно влияют на работоспособность человека - второй и третий пункт. О том, как эффективно разрабатывать Цели - поговорим в одной из следующих публикаций.

Признаки, указывающие на то, что деятельность компании направлена на процесс:

* Частые и изматывающие совещания, которые не дают в результате никаких изменений в деятельности компании, или дают очень незначительные, поверхностные изменения.
* В компании отсутствует атмосфера сотрудничества:
o Руководители всех уровней часто задают вопрос 'Почему это не выполнено?'
o Подчиненные всех уровней часто и со вкусом объясняют 'почему это не выполнено'
* Сотрудники компании не могут четко сказать, чем продукт компании лучше конкурирующих продуктов, либо приводят слишком большое количество преимуществ
* В компании отсутствует четкая система контроля качества
* Сроки выполнения тех или иных задач больше, чем реально требуется на выполнение, 'чтобы подстраховаться'
* Руководители вынуждены 'пинать' подчиненных, чтобы работа шла.
* Отсутствует, или не эффективно используется система документирования планов предстоящей деятельности
* Отсутствует, или не эффективно используется система документирования отчетов о проделанных работах за определенный срок
* Руководитель заботится о том, чтобы подчиненные постоянно были загружены 'какой-нибудь' деятельностью и переживает, что подчиненный может 'не работать'. По этой причине задавая по нескольку раз в день вопросы 'Чем ты занят?'

Результатом деятельности, ориентированной на процесс, является общий спад работоспособности, как отдельно взятого человека, так и целой компании. Нет позитивных результатов деятельности - нет интереса к работе.

Имея не малый опыт работы с компаниями из различных сегментов рынка, могу уверенно заявить, что ориентация на процесс - это настоящий бич современного бизнеса, который парализует работу многих компаний. Можно с уверенностью сказать, что работа ориентированная на процесс послужила одним (но не единственным) из катализаторов развития финансового кризиса.
Деятельность, ориентированная на результат

Самым ценным в деятельности человека, независимо от сферы его интересов, всегда является РЕЗУЛЬТАТ. Независимо от того, чем занимается человек: бизнесом или построением отношений с противоположным полом, продуктивность его действий можно оценить только по результату. Других критериев эффективности пока никто не придумал, и вряд ли придумает.

Эффективность результата можно оценивать по комплексу условий:

* Результат достигнут за время, которое планировалось
* На достижение результата потрачены ресурсы, которые планировались
* Достигнут именно тот результат, который планировался

При этом для любого человека, который хочет работать эффективно и продуктивно, важно взять за правило, что абсолютно не важно по какой причине произошел срыв сроков или вообще отсутствует результат. В первую очередь в такой ситуации важно понять КАК все-таки достигнуть результата в сложившихся условиях. И лишь завершив задачу, достигнув поставленных целей, можно устроить разбор полетов и работу над ошибками.

Преимущества, которые дает такой подход:

* Удобство диагностирования возникающих проблем в работе
* Быстрота устранения проблем
* Быстрое и прогнозируемое развитие любой деятельности
* Высвобождение времени для деятельности каждого участника именно на ту сферу, где он занят
* Повышение уровня ответственности
* Оздоровление атмосферы в коллективе и поднятие морали у каждого участника
* Стремление к сотрудничеству
* Повышение самооценки у всех участников деятельности
* Повышение интереса к деятельности

Это лишь небольшой список, преимуществ значительно больше.

Для того, чтобы сформировать деятельность, ориентированную на результат, необходимо:

* Руководителю иметь четкое представление о том, какую цель необходимо достичь. Он должен фактически 'видеть' результаты своей работы и работы подчиненных. И в случае непонимания с их стороны - уметь пояснить задачу.
* Организовать подробное планирование предстоящей деятельности. С описанием работ, траты ресурсов и календарных планов окончания всех этапов работы. Хорошим считается тот план, после прочтения которого хочется сразу же приступить к работе и достичь поставленной задачи.
* Выделение ответственных лиц на все этапы работ. Контроль РЕЗУЛЬТАТОВ выполнения этапов.
* Грамотная система штрафов и поощрений, выступающая в качестве системы формирования условных рефлексов

Необходимо особо отметить, что Руководитель несет основную ответственность за все, происходящее в компании. Если подчиненные не справляются - значит проблемы с руководством. Если подчиненный не имеет необходимых навыков для работы - значит тот, кто его нанимал не разбирается в людях. Если компания ориентирована на процесс - значит в первую очередь ориентирован на процесс Босс компании. Рыба гниет с головы!

Другие аспекты выживания в бизнесе рассмотрим в других публикациях."

Комментариев нет:

Отправить комментарий